Saturday, December 22, 2007

Кто мы здесь и чем занимаемся.



Мы здесь учимся. Я получаю свою мастерскую степень в управлении бизнесом, моя любимая учит английский. Самое интересное в моем пребывании здесь – это то, что я практически ничего не плачу за свое обучение. Как это в самой капиталистической стране мира, в стране, где все имеет свою цену, и мы, иностранные студенты ничего не платим? Да здесь платное образование в отличие от нашего псевдо бесплатного. Но для студентов с высоким средним балом есть возможность получения существенных скидок, а также бесплатного обучения, обучение за работу. Такой вид работы называется GA (Graduate Assistantship) – т.е. студент работает на университет, а университет берет на себя его расходы, да еще и платит студенту стипендию. Лихо придумано! Я сначала тоже в это не поверил. Например, обучение на факультете MBA в нашем университете стоит порядка $8,000 в семестр. Основную часть этой суммы оплачивает моя университетская работа, остаток в размере $500-600 в семестр оплачиваю я сам. И я еще от работы получаю стипендию в размере 500 долларов в месяц.
Вернемся к нам. Так вот мы работаем как GA здесь на кампусе (в студенческом городке). Я работаю 20 часов в неделю в университетской библиотеке. В мои обязанности входит помогать нерадивым студентам находить книги в базе данных университета, работать с микрофильмами и отвечать на вопросы типа «Где тут у вас туалет?» или «Какой это этаж?». В их оправдание можно сказать лишь, что туалет у них не ищется по запаху – как это было в моем родном универе и пройти мимо него было просто невозможно, да и запомнить номер этажа – нелегкая задача для их неокрепшего ума – ибо большая половина Америки 2х этажная (я имею ввиду этажность зданий). Конечно, чтобы променять мою работу начальника отдела в филиале московского банка на это – надо иметь, либо сильную убежденность в правильности своих действий, либо не иметь разума совсем – о чем с завидной периодичностью мне напоминают некоторые мои друзья. У меня, похоже, что присутствуют оба этих качества.
Опять отвлекся. Так вот - библиотек в нашем университете две и обе по 4 этажа в высоту, по сравнению с библиотекой в моем родном университете – где она занимала комнату в подвале. Многое доступно в электронном виде и на микрофильмах – это шикарно! Все постоянно обновляется. Выбор очень богат и по тематике и по языкам. Так же в библиотеке в свободном для студентов доступе находятся порядка 150 компьютеров. Да и компьютеры не застарелые какие-нибудь, обновляются каждые полгода. Если кому интересно, то на данный момент конфигурация компьютеров: Intel Core 2 Duo 6300, 2 GB RAM, 250 HDD и ЖК монитор Dell 24 дюйма в диагонали. Я на всегда запомнил свой первый раз за таким монитором. После него на 15ти дюймовый экран моего ноутбука я мог смотреть только одним глазом, для второго глаза нужен был еще один. Ну и конечно все компьютеры объединены в сеть, и все имеют выход в интернет. Да и интернет со скоростью скачки с рапидшары 1.5-2 МБ/с – окончательно дестабилизировал мою психику, после моего домашнего модемного интернета. Да еще к тому же это все бесплатно! Ну не совсем конечно. Плата за пользование библиотекой, компьютерами, интернетом, бассейном, тренажерным залом, стадионом и т.д. входит в стоимость обучения. Но в моем случае за все это платит сам университет. Еще про Интернет - через интернет здесь доступно почти все – можно зарегистрироваться на классы, можно посмотреть свой лист успеваемости, можно посмотреть зарплату и налоги, можно заказать учебники или заплатить за обучение и многое, многое другое. Как же это все удобно – никаких тебе очередей и толкотни. Справедливости ради, нужно заметить, что все тоже самое можно сделать и в оффлайне, т.е. пойти в бухгалтерию и оплатить обучение, пойти в регистратуру и заказать лист успеваемости (который будет готов ровно через 1 минуту), пойти в книжный магазин на кампусе и купить учебники и т.д. Но это для больших любителей пообщаться, либо для тех, кто не знает, как это сделать через интернет. Выбор – вот что меня здесь всегда привлекало! У них вообще здесь многое автоматизировано и это так удобно! И все это далеко не в самом престижном университете США. Представляю, какой «беспредел» у них творится в Гарварде и Йеле :). Возвращаясь к моему месту работы - оно мне очень нравится, т.к. там у меня много свободного времени. Но больше всего мне нравится, что на нем я могу заниматься своей второй работой. Несколько лет назад у меня появилось хобби – вебдизайн – этим я здесь и занимаюсь. Дело в том, что по закону США студент имеет права работать, пока учится – только 20 часов в неделю и только на кампусе, а ровно столько я работаю в библиотеке, которая оплачивает мое обучение. Но, оказывается, как и везде законы можно либо подстроить под себя, либо обойти – если очень этого хотеть. А я очень хотел и мне помогли. Помогли американцы, кому я нужен был как вебдизайнер – они меня «подогрели, обобрали, т.е. подобрали обогрели» («Ирония судьбы или с легким паром»). Оказалось, что у них есть еще один вид работы – как наша практика, только во время обучения CPT (Curricular Practice Training) называется. Ее-то я и использовал на полную катушку. Просто подогнали эту практику под мое обучение et voila - я работаю уже 40 часов вместо 20, и все легально. Мой друг, который занимается поездками молодежи для работы и учебы, так мне и не поверил, что это возможно. Но, я то знаю, я то уже попробывал :)
Моя любимая жена Наталия работает в College of Education. Она занимается там офисной работой – тоже «много интересного», но об этом, я надеюсь, она расскажет сама позже. Скажу лишь, что работа не самая пыльная (хотя нет, пыльная – в архиве работает, архивариус блин) и оплата не самая маленькая $7 в час– по сравнению с зарплатами на кампусе ($5.25 - $6.50). Также Наталия учит здесь английский язык –специальная программа для иностранных студентов LEAP (Learning English for Academic Purposes). Ей очень нравится. Плюсом этой программы является то, что после ее окончания не нужно сдавать никаких экзаменов по языку (как TOEFL) – тебя сразу принимают в университет. Останется только сдать экзамены типа GMAT или GRE – в зависимости от того, какую специальность выбираешь. На MBA я сдавал GMAT. Не могу сказать, что очень сложный экзамен, но математику нужно помнить и чтобы сдать английский в этом экзамене, нужно либо всю сознательную жизнь учить английский – либо пожить здесь какое-то продолжительное время, чтобы впитать все идиоматические выражения этого языка. А я то, всю жизнь учил французский и английским практически не занимался. Скажу лишь, что в изучении английского помог компьютер, два месяца репетитора и почти год жизни в США до этого (об этом позже – в заметках про то как все это начиналось).

No comments: